- Эфиопская православная церковь
Эфио́пская правосла́вная це́рковь, одна из монофиситских деноминаций, близкая к Коптской православной церкви.
По преданию, возникла в первой половине IV в. после того, как жители Тира христианские миссионеры Фрументий и Едесий попали в качестве пленников в Эфиопию. Около 340 Фрументий был рукоположен в епископы Афанасием Великим, главой Александрийской церкви. Христианство укрепило свои позиции в стране в конце V начале VI вв., когда туда прибыло 5 сирийских монахов (принадлежали ли они к монофиситству или были православными-халкидонитами точных сведений об этом не имеется). Однако близость к Александрии одному из главных центров монофиситства обусловило достаточно быстрое принятие эфиопами монофиситской доктрины (уже к середине V в. монофиситство становится основной деноминацией).
Придерживаясь монофиситского учения о единстве естества Иисуса Христа, сторонники Эфиопской православной церкви признают в Нём одну божественную природу и считают Его человечество чистой иллюзией. Вместе с тем они не совсем одинаково трактуют саму суть божественной природы: одни из них считают, что Христос, будучи человеком, стал истинным Сыном Божьим по наитию Святого Духа, что привело к полному поглощению его человеческой природы природой божественной (при вознесении он совлёк с себя плоть), другие же полагают, что соединение двух природ произошло не в результате наития, а только стало совершённым благодаря ему.
Признаваемая эфиопами Библия включает некоторые апокрифические книги (Енох, Вознесение Исайи).
Культ в Эфиопской православной церкви близок к коптскому культу (а в какой-то мере и к православному). Как и в Коптской церкви, у эфиопов весьма развито почитание (близкое к обожествлению) Богородицы, в честь которой установлено 33 праздника. Сходны с коптскими и эфиопские службы, таинства (их семь) также совершаются по коптскому чину. Богослужение в Эфиопской православной церкви ведётся на древнеэфиопском языке геэз, однако в последнее время предпринимаются попытки использовать в церкви и современный амхарский язык.
Некоторое влияние оказал на Эфиопскую православную церковь иудаизм: эфиопы совершают обрезание, празднуют не только воскресенье, но и субботу, имеют сходные с иудаистами пищевые запреты.
С 1950 Эфиопская православная церковь стала фактически автокефальной, а с 1959 полностью независимой от Коптской церкви.
Возглавляет Эфиопскую православную церковь католикос-патриарх. Церковные служители в ней делятся на две группы: 1) рукоположенные священники, совершающие таинства, но иногда малограмотные; 2) начётчики «дабтара», не имеющие священного сана, но хорошо знающие язык геэз, ведающие чтением молитв и руководящие церковным пением и религиозным обучением (старшие из них также управляют церквами). Священники делятся на женатых (белое духовенство) и монашествующих (чёрное духовенство).
Общая численность сторонников Эфиопской православной церкви 21 млн. человек. 20 млн. из этого числа сосредоточены в Эфиопии (амхара, тиграи), 1 млн. в Эритрее (здесь её называют Эритрейской православной церковью, к ней принадлежит более половины всех тиграи, живущих в этой стране).
П. И. Пучков
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.